Эрик Берн

Мир иллюзий по Эрику Берну

Иногда не ладятся отношения, возникает непонимание или даже конфликт. Многие люди не понимают, почему их так называемый «оппонент» по общению не принимает их и не хочет войти в положение. Нет, такое бывает очень даже часто.

Кто-то выходит победителем, а кто-то огорошенным и разочарованным, если не злым. Но такие победы бывают как фальшивое золото, блестят на солнце, но фактически не пригодны и несут лишь иллюзию, сладкую иллюзию на короткое время. И в мире, когда кончается иллюзия одной победы, человек с рвением стремится к другой.

Такое поведение называется играми, а победу все же получают оба оппонента в качестве чувств и не обязательно одинаковых и приятных. Эрик Берн назвал такие победы купонами, что идет из истории США, во времена жизни ученого, когда в магазинах была рекламная акция выдачи купонов неравной значимости за купленные клиентом услуги, то есть неравные скидки на приобретение других товаров.

Победитель получает зеленый купон, проигравший коричневый. И что интересно психотерапевты всегда получают коричневые купоны от своих пациентов, почти всегда.

Эрик Берн исследовавший драматургию подошел к мысли, что человек как драматург пишет сценарий собственной судьбы, начало и финал которой закладываются до 3-х лет, а позже драматург-ребенок уже развивает и корректирует свою судьбу в зависимости от его окружения и среды взросления.

Так появился трансакционный анализ, который заключается в мастерстве правильно сказать «Здравствуйте», то есть понять собеседника и вступить в доверительные отношения с ним.

В то время корректировка или полное изменение сценария подразумевает:

  1. что очевидно изменение финала жизни,
  2. избавление личности от накопившегося за годы мусора, то есть последствий (с рождения) пережитых ею невзгод и еще предстоящих, на которые она запрограммирована родителями.
Также читайте:  Несколько забавных иллюзий на фотографиях, связанных с поворотом камеры

Собственно все наши иллюзии исходят из детства, так же как сексуальные фантазии. И когда человек понимает несостоятельность своих иллюзий, он проходит кризисы, например такие, свойственные каждому, как переходный возраст, кризис среднего возраста и взаимоотношения стареющего человека с его идеей смерти и переоценки ценностей, которые он получил за свою жизнь.

И все наши в той или иной мере иллюзии так же определяют наши взаимоотношения с людьми, определяемые тремя Я — состояниями:

  • Я — Родитель,
  • Я — Ребенок
  • Я — Взрослый

В то время как Я — Ребенок совсем не означает «детскость», это определение дает Я — Родитель.

Я — Родитель это типичный учитель, хотя это определение нельзя сводить к стереотипности. Состояние Я — Родитель включается в личности не только при воспитании или заботе о детях и других взрослых, но так, же в бесконечном монологе с самим собой, что зовется совесть и мораль. То есть совесть – это взгляд на мир отца с матерью, или тех людей, которые воспитывали ребенка, это и есть состояние Я — Родитель.

Я — Ребенок – содержит в себе все три компонента личности, что заметно при его формировании и позволяет сказать какой будет личность, и по какому пути пойдет. Я-Ребенок самое ценное я-состояние, нуждается в наслаждениях, живет здесь и сейчас, требует защиты и близости. Я-Ребенок говорит, чувствует и поступает так же, как поступал в определенном отрезке его/ее детства.

К этому можно добавить, что, наверное, нет большей близости в мире, чем близость матери и люди испокон веков верят в такую идеальную любовь (если в их детстве были достаточно удовлетворены потребности в стимуляции, признании и организованном времени) перенося это понятие на любовников.

Также читайте:  Филиппе Раметте: сюрреалистические фотографии без фотошопа и гравитации

Но близость отца (кормящего) так же важна для ребенка, так как его личность впитывает в себя его видение обоих родителей и сказывается на сексуальности. Остается спорный вопрос о существовании двусторонней бескорыстной близости, воспеваемой поэтами как идеальная любовь. Все же даже мать и отец далеко не всегда любят своего ребенка бескорыстно…

Я -Взрослый – лучше всего подходит для работы. Преимущество этого состояния в объективной оценке окружения и опирается на опыт своего прошлого, что все же вызывает некоторый субъективизм.

Существует шесть я-состояний в разговоре двоих людей (по 3 у каждого собеседника), которые обычно воздействуют друг с другом — как перенос, контрперенос, «дерзость» (когда посыл был дан Родителем к Ребенку, то есть в ожидании жалобы, а реакция поступила от Взрослого к Взрослому) и «раздражение» (когда посыл был дан от Ребенка к Родителю в надежде на жалость или ласку, а Взрослый собеседника дал лишь сухие факты).

Интересные статьи